Вопрос лидерства актуален в любой компании, объединяющей больше двух человек. Уже на этапе создания таких групп видно, чье мнение решающее и к чьим доводам прислушиваются с большим энтузиазмом. Таким образом можно распознать среди явных лидеров, тех, кто им подчиняется, а также дать характеристику всей группе. Ведь занимающий лидерские позиции человек, являясь примером, напрямую влияет на ценности, принципы и стиль поведения команды.
Широко известно, что игра для детей в широком смысле является наилучшим инструментом познания мира. Деловые игры для подростков помогают обучить способам взаимодействия в коллективе. Погружаясь в атмосферу игры, дети пробуют свои силы в роли различных специалистов: руководителей организаций, юристов, менеджеров и прочих специалистов во многих сферах деятельности. Участники игрового процесса практикуют умения, важные для будущей профессиональной деятельности, поскольку у них создается впечатление абсолютной реальности происходящего.
Игра подразумевает выполнение определенных правил и соблюдение последовательности событий. Каждый ребенок в деловой игре исполняет определенную роль и ведет себя в соответствии с ней до получения результата. После игры участники оценивают успехи и анализируют полученный опыт.
Игры на выявление лидера для детей представляют практический интерес, поскольку:
Влияют на выбор профессии и делают его более осознанным. Практикуясь в различных деловых сферах, дети быстрее и легче понимают, специалистом в какой области они желают стать, что представляет собой тот или иной вид деятельности изнутри. Таким образом, деловая игра становится отличным первоначалом в профессиональном самоопределении;
Помогают адекватно оценить свои возможности и способности, понять собственные предпочтения в работе. Участники ещё до начала настоящей работы смогут определить, что им уже удается легко, а над чем предстоит потрудиться. Уже во время игры есть возможность оценить себя как предпринимателя, ощутить себя частью команды, проявить креативность и так далее. Оценить все необходимые для работы компетенции можно легко и непринужденно, избегая глубокого стресса, часто возникающего при оценивании и критике.
Деловая игра побуждает подростков к саморазвитию, профессиональному самоопределению. А детям более младшего возраста поможет в выборе профильного направления в школе.
Отличительная особенность деловых игр, в сравнении с традиционными методами обучения, заключается вот в чем:
Цели игр на выявление лидера отвечают практическим потребностям участников. Устраняется несогласованность между теорией и практикой, между системой знаний в целом и спецификой конкретной сферы;
Командная деятельность и лидерство в играх способствуют широкому охвату вопросов и основательности в их осмыслении. Также происходит значительная вовлеченность участников, решаются задачи делового взаимодействия и общения.
Метод отличается качеством и количеством обратной связи, а также рефлексией и возможностью анализировать результат;
Происходит формирование деловых и устранение ложных установок, регулируется самооценка;
Опыт в деловой игре может оказаться намного полезнее практики в самой профессиональной деятельности. Это возможно, благодаря нескольким факторам: увеличению охватываемого объема действительности, наглядности результата и оценке последствий, выбору альтернатив.
Особенности и преимущества деловых игр свидетельствуют об эффективности данного метода в сравнении с традиционными подходами в обучении. Игра позволяет существенно сократить время на приобретение профессионального опыта. У будущих профессионалов появляется возможность экспериментировать в различных ситуациях и пробовать разные варианты решения деловых задач.